Previous Entry Share Next Entry
Будущее рынка аудита в России: взгляд экспертов Экономического клуба ФБК
ФБК, FBK Grant Thornton, ФБК Grant Thornton, FBK
fbk_company
В Москве прошло заседание Экономического клуба ФБК на тему «Будущее рынка аудита в России», в рамах которого эксперты рассмотрели готовящиеся поправки в закон «Об аудиторской деятельности» и дали оценку последствиям их принятия.

Эксперты высказали свое мнение о влиянии предлагаемых изменений на рынок аудиторских услуг в целом, на ценовую политику его участников, качество аудиторских услуг, функционирование саморегулируемых организаций аудиторов и ряд других характеристик этого сегмента.

Они также отметили, что при всей важности внесения поправок в законодательство для улучшения работы отрасли, ряд проблем, такие как низкое качество аудита, невысокий уровень квалификации ряда аудиторов, ценовой демпинг, зависимость аудиторов и их аффилированность с заказчиками, в рамках законопроекта не затрагивается, что существенно снижает его ценность для регулирования рынка.

Александр Турбанов, Президент Центрального Совета СРО НП «Аудиторская палата России», отметил что оборот рынка аудиторских услуг в России составил по итогам прошлого года около 52 млрд руб., из них на долю четырех крупнейших международных компаний – «большую четвёрку» – приходится более 40% рынка, и их доля на нем имеет тенденцию к росту. Поэтому, по мнению эксперта, некоторые поправки к закону могут быть ситуативно понятны, но без учета мнения участников рынка принесут больше вреда, чем пользы. Не стоит, по мнению Александра Турбанова, так значительно, до 14 раз, увеличивать и требования к количеству членов СРО. Законопроектом предусмотрена численность аудиторов в одной саморегулируемой организации не менее 10 тысяч или не менее 2 тысяч аудиторских фирм. Действующая же редакция закона предусматривает существенно более мягкие требования: минимальное число аудиторов – 700, а компаний - 500.
«Максимально возможное число СРО после принятия поправок – две. Это в том случае, если распределение будет равномерным. А если в российские аудиторы предпочтут какую-то одну СРО? Останется одна. Может сложиться и такая ситуация, что требованиям обновленного законодательства не будет соответствовать ни одна СРО. У нас просто может не хватить аудиторов на это. И СРО вместо борьбы за качество аудита будут заниматься борьбой за привлечение членов», - предупредил Александр Турбанов.
Он также отметил, что некоторые другие поправки, в частности, ограничение на деятельность в России аудиторских организаций с иностранным участием и неудачная норма об участии малых и средних аудиторских компаний в конкурсах по выбору поставщика аудиторских услуг, могут оказать негативное влияние на аудиторский рынок в целом, поощряя недобросовестную конкуренцию, нарушение правил конкурсных закупок, ценовой демпинг.

Сергей Шапигузов, президент аудиторско-консалтинговой компании ФБК, обратил внимание собравшихся на то, что предлагаемые поправки во многом носят демонстративный, имитационный характер и проблем рынка не решают, а напротив, усугубляют их. «Аудит по своей сути – это независимое суждение о достоверности и полноте финансовой отчетности, важная часть общей информации о бизнес-субъектах. Аудиторы выполняют ответственную функцию в экономике – выступают независимыми арбитрами, посредниками между обществом и бизнесом, гарантирующими соблюдение установленных законом правил и процедур, - отметил президент ФБК. - Я недавно вернулся с Всемирного конгресса бухгалтеров в Риме, могу сопоставить мировые и российские тенденции. Проблемы есть везде, и в мире в целом, и у нас в стране. Главными требованиями к аудиторам повсеместно являются качество аудита, независимость, беспристрастность. Является ли это приоритетом при изменении российского законодательства?». По мнению эксперта, попытка переформатировать рынок без учета его специфики, без привлечения профессионалов, без определения приоритетов – это имитация деятельности, а не реформа.

Кирилл Алтухов, партнер департамента аудиторских услуг КПМГ в России и СНГ, в свою очередь остановился на том, что к подготовке законопроекта не были привлечены не только аудиторы, но и потребители аудиторских услуг. «Особенности российской экономики и, как следствие, российского рынка аудита таковы, что основными объектами аудита являются крупные корпорации, а основными участниками – крупные аудиторские компании. Именно они формируют запрос и на объем рынка, и на цены, и на качество. Предлагаемые поправки могут усугубить системный кризис на рынке аудита», - отметил эксперт.

Ирина Сухова, вице-президент ФБК по вопросам корпоративного развития, обратила внимание собравшихся на юридические аспекты предлагаемых к принятию поправок.
Предлагаемый законопроект о внесении изменений в закон «Об аудиторской деятельности», по мнению эксперта, носят «симптоматический» характер, то есть реагируют на наблюдаемые явления, а не на их причины. Это вызвано «промежуточностью» подхода к законопроекту. «Законопроект определяет инстанцию, осуществляющую надзор, но не указывает ни состава нарушений, ни мер воздействия, ни процедур их применения, ни регламентов, ни перечней нарушений, ни градации наказаний для тех, кто не соответствует требованиям к качеству аудита. Не определены также процедуры погашения взысканий, накладываемых Росфиннадзором», - отметила Ирина Сухова.

Сергей Никифоров, генеральный директор «ФБК Поволжье», добавил к мнению коллег «региональный аспект». По его мнению, правила независимости и кодекс профессиональной этики аудитора в том виде, в котором они существуют, не могут быть применены на практике для осуществления внешнего контроля качества аудита со стороны Росфиннадзора и СРО. Также, по мнению эксперта, на рынке сформировался «пузырь», в котором зона «ненаблюдаемой деятельности» очень велика. «Из всех 4,5 тыс. аудиторских компаний России примерно только про 800 можно сказать, что они осуществляют деятельность на профессиональной основе. Те услуги, которые оказывают остальные участники рынка, скорее всего, не совсем аудит. Они расценивают цель своей деятельности, например, как помощь бухгалтеру предприятия, составление отчетности и так далее. На самом деле целью аудитора должны быть проверка достоверности отчетности и снижение рисков для ее пользователей, в том числе и для органов государственного управления», - сказал Сергей Никифоров.

В заключение заседания эксперты выразили общее мнение, что к разработке законопроектов нужно привлекать профессионалов, тех, кто хорошо знает рынок, может обоснованно судить о влиянии принимаемых мер не только в сиюминутном, тактическим плане, но и  на перспективу.

Экономический клуб ФБК - это уникальная дискуссионная площадка, которая предоставляет журналистам возможность прямого общения с известными экономистами, политиками и чиновниками для профессионального обсуждения широкого круга экономических вопросов. В рамках Клуба проходят также презентации аналитических докладов компании ФБК.

?

Log in

No account? Create an account